Монолитный каркас в стеснённых условиях
-
- Описание:
-
В отличие от описания большинства других проектов в нашем портфолио, в данной статье мы будем говорить не о проектировании и выборе технических решений, а о затруднениях при производстве работ. Начать нужно с того, что, обратившись к нам, клиент уже имел на руках конструктивный проект на пристраиваемый к существующему строению монолитный каркас. Проект включал фундамент под каркас. Проект был вполне рабочим. Пожалуй, самым важным и спорным моментом в проекте было то, что каркас жёстко закрепляется к существующему дому большим количеством химических анкеров. Смысл жёсткого крепления каркаса к дому заключался в отказе от деформационного шва и избегании последующих неудобств в отделке. Изучив документацию на построенный дом и проект на каркас, мы согласились с допустимостью идеи жёсткого закрепления каркаса к дому, однако с точки зрения ответственности решение лежит на проектировщике.
О начале строительного процесса…
Начать нужно с того, что до нас работы начала другая компания, но по неизвестным причинам и по своей инициативе покинула объект, не успев завести материалы и даже полностью раскопать траншею, что позволило нам без затруднений начать работы. Мы приступили к работам в самом начале октября. Согласно графика сдача объекта клиенту планировалась до нового года (важно заметить, что почти месяц из этого срока отводился на набор прочности бетона в верхнем перекрытии). Было очевидным, что мы попадём в режим зимних температур (менее +5 градусов), и потребуются прогревы бетона, о которых клиент заранее был уведомлен.
Ещё один важный момент, согласованный до начала работ и сказавшийся впоследствии на их организации: пристраиваемый каркас расположен с противоположной стороны дома от дороги; ввиду того, что сам участок узкий, то проезд транспорта и техники к пятну застройки по участку был невозможен. Поскольку Заказчику принадлежал другой соседний участок, то Заказчиком было дано обещание предоставить нам подъезд к пятну застройки через соседний участок, тем самым упростив подачу бетона.Теперь расскажем о затруднениях, возникших в процессе работ (это именно “затруднения”, по-нашему мнению “проблемы” имеют куда более выраженный характер).
1. Обильные осыпания грунта в траншею. Как ранее, уже было упомянуто, участок узкий и по краям от строения до забора местами было чуть менее 3-х метров. Из этих трёх метров нам нужно порядка метра на нижний выступ Т-образной ленты и место для её монтажа. Выходит, осталось менее 2 метров до общего забора с соседом. Стенки траншей старались делать максимально вертикально, чтобы по бровке подносить материалы. Вертикальные стенки хорошо получаются в сухом тугопластичном суглинке. Однако, через некоторое время зарядили октябрьские дожди со снегом. Осадки привели к обильным осыпаниям в нескольких местах, что ставило под угрозу цельность общего забора с соседом, а также осыпавшийся грунт засыпал опалубку и армирование нижней части ленты. Пришлось оперативно откачивать воду, а места осыпания дополнительно закреплять щитами и до засыпки пазух контролировать их. -
2. Нарушение прогрева бетона. Всего при реализации объекта было целых два случая с нарушением прогрева бетона (и это единственные сбои прогревов в 2021 году в нашей компании), из которых второй был опасным.
Первый случай. Случился при прогревании балки между первым и вторым уровнем колонн. Сняв боковую опалубку балки, мы установили, что балка в левой и правой части имеет разный цвет и влажность. Причиной оказалось перегорание контакта в вилке кабеля. Именно в часть балки, где кабель вышел из строя, мы не установили термометр, поэтому своевременно выявить неприятность не получилось. Задачу решили, быстро собрав тепляк и установив в него несколько тепловых пушек. Бетон удалось спасти, что было подтверждено Заказчику инструментально (представители Заказчика были с нами на участке в момент снятия опалубки).
Второй случай. Сбой произошёл уже после последней заливки (то есть заливки верхнего перекрытия). Прогрев перекрытия выполнялся кабелем. Ввиду сжатых сроков сторона Заказчика приступила к монтажу кровли, не дождавшись от нас сдачи им готовой конструкции. Крепление кровли к перекрытию выполнялось на механические анкеры, засверливаемые в бетон. И вот, один из таких анкеров пробил кабель, прогревающий половину всего перекрытия! О проблеме нам сообщили не сразу, и несколько дней в небольшую минусовую температуру перекрытие было без прогрева (хорошо, что бетон применялся с добавками и закупался на хорошем заводе). Узнав, мы приехали на объект, замерили, что бетон успел набрать около 20-25% прочности, но безопасные с точки зрения заморозки бетона 40 % не достигнуты. Мы собрали массивный тепляк и установили в него большое количество газовых пушек, создав внутри и сверху над перекрытием температуру около 20 градусов. Через двое суток наметилась динамика по набору прочности, общая продолжительность прогрева тепляком составила примерно десять дней (для того, чтобы завершить работу 40 % прочности бетона недостаточно; получится, что бетон уже не замёрзнет, однако ещё нельзя демонтировать опалубку). -
3. Отсутствие подъезда к пятну застройки через соседний участок. Ранее говорилось об обещании клиента обеспечить подъезд через соседний участок. Так вышло, что сделать такой подъезд не удалось. Отсюда появился вопрос по организации заливок бетона, поскольку первые три заливки предполагалось провести без техники, сливая бетон с лотка миксера в совсем небольшой по габаритам фундамент. В результате потребовалось семь смен насосов вместо запланированных четырёх. При том, вы можете видеть на фото, что потребовались очень длинные насосы по 50 метров, хотя объём заливок составлял всего по несколько кубов. Изначально планировалось использовать насосы всего по 24 метра. Перерасход только на насосах от планируемых затрат превысил 200 000 рублей. -
4. Проемы под окна. Ещё одна ситуация, совершенно удивительная, вскрылась в день сдачи клиенту готовой конструкции. Сдавая конструкцию, представитель Заказчика проинформировал нас, что уже сделал заказ окон (окна огромные и их много - по проекту остекление заполняет ВСЁ пространство между колоннами (или правило “пилонами”)). Заказ окон был сделан по проекту и размер окон принят всего на 1 см меньше, чем размеры проёмов по проекту, а сам заказ уже сделан с месяц назад! Сказать, что наши сотрудники были удивлены значит не сказать ничего. Во – первых, допуски по договору предполагают меньшую точность изготовления конструкций. Во – вторых, даже с пониманием точности конструкций заказ окон всегда производится по фактическим обмерам, а не по проекту.
Решением данной ситуации стал дополнительный вызов геодезиста (стоит отметить, что геодезист и ранее посещал регулярно данный объект). Новый вызов стал нужен для более детальной съёмки геометрии каркаса. По результатам съёмки выявлены участки, которые необходимо доработать, то есть отшлифовать или сбить бетон слабым ударным воздействием (механическим и инструментальным). На момент написания данной статьи попытки смонтировать окна ещё не было.Итог. Это был интересный и, пожалуй, нестандартный объект. Нашей компанией уже выполнено немало объектов, и случаев, на которых можно набираться нового опыта, встречается уже не часто, а это был как раз один из них. Сроки и геометрические допуски соблюдены. Возникающие неприятности решить удалось достойно. Идём дальше с хорошим настроением!
-