Фундамент на забивных сваях + ростверк + перекрытие 354кв.м
- Тип фундамента: забивные сваи+ростверк+перекрытие+закладные
- Год постройки: июнь-сентябрь 2020
- Сваи: С50.20 - 165 шт.
- Ростверк: 380х500 и 360х700 - 195м.
- Перекрытие по профлисту: 354 кв.м.
- Перепад в пятне застройки: 90см.
- Масса строения: 1 310 тонн.
Описание:
Обратившись к нам Заказчик не имел проекта фундамента, поэтому сперва нужно было выбрать тип фундамента. В пятне застройки залегают пески средние и крупные, которые обладают высокой несущей способностью. Грунтовые воды на глубине около 5 метров. Изначально выбор был между Т-образной лентой ниже границы промерзания и забивными сваями. Лента выходила экономически значительно дороже, тем более перепад 0,9 м в пятне застройки приводил к заметному удорожанию ленточной конструкции. Опираясь на технико-экономическое сравнение нашей стороной и клиентом был сделан выбор в пользу забивных свай с ростверком, перекрытие по профлисту экономически так же получалось оптимальным. Утвердив виды применяемых конструкций нами был разработан проект фундамента.
С одной стороны фундамент выглядит достаточно простым в реализации, единственной его особенностью являлись только существенные геометрические размеры. Ничего не предвещало сбоев, однако, как показывает опыт: фундаментостроение – коварное ремесло, в котором сложные обстоятельства могут появиться в самый неожиданный момент. Итак… в процессе работ произошёл один редкий и сложный случай. Забив свайное поле мы произвели стандартную процедуру - испытание сваи на несущую способность. Стоит отметить, что многие компании не выполняют данную процедуру, а Заказчики об этом не знают, поэтому не запрашивают её. По нормам испытать сваю копром после забивки необходимо. Сложность испытания состоит в том, что сваю нельзя испытать сразу после забивки, а только по истечении различного временного интервала в зависимости от вида грунта. Испытывая сваю сразу – она покажет неверное значение по несущей способности, возможно как в меньшую, так и в большую сторону. Исходя из опыта – свая всегда набирала проектную несущую способность, более того на всех испытаниях, выполненных ранее, значения были заметно выше проектных.
Но всё бывает в первый раз… По итогу испытаний на данном объекте оказалось, что свая имела почти вдвое меньшую несущую способность от проектной! Стройка была остановлена, занялись поиском ошибок в расчётах. Заказчик отдал наш расчёт несущей способности в две экспертизы, ни одна из которых не выявила принципиальных ошибок, ведущих к такой разнице. Затем проверили обработку результатов испытания – у двух независимых проектировщиков результат совпал. Следующим шагом была общая проверка достоверности отчёта о геологических изысканиях, предоставленных Заказчиком. Для этого на участок приехали два геолога и сделали две скважины глубиной по 8 метров, извлечённый грунт показал визуальное соответствие отчёту об изысканиях. В качестве контрольной проверки было выполнено статическое зондирование, результаты обработки которого подтвердили результаты испытания свай копром. Вот такая неразбериха и полное несоответствие расчётной и испытательной модели... В качестве основного показателя несущей способности был принят наименьший результат (результат испытаний) – около 18,5 тонн на сваю, значит допустимая нагрузка на сваю была всего около 13,2 тонн на сваю. Рациональным решением для набора общей необходимой несущей способности была добивка необходимого количества свай. Так же прорабатывалось увеличение несущей способности фундамента путём превращения ростверка в несущую ленту, но такой вариант был неэффективен и необнозначен. Удачей было то, что добивку свай позволяла сделать ситуация (мы делали в базовом проекте акцент на длину свай для их опирания на крупный песок, поэтому свайное поле было достаточно редким), то есть шаг свай был большим и позволял забивку ещё одной сваи между уже забитыми без нарушения нормы по минимальному допустимому расстоянию. В результате, количество свай было увеличено более чем в два раза до 165 штук. Ещё одна неприятность, как следствие роста количества свай – возросшая длина ростверка, поскольку местами сваи были добавлены в пролёты перекрытия, где не было ростверка в начальном проекте. Завершив забивку свай работы по фундаменту были продолжены и завершены, уже без неожиданностей. Вопрос несоответствия результатов испытания свай и расчёта несущей способности свай так и остался нераскрытым.